Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №41 имени М.Ю. Лермонтова города Липецка 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!


21.08.2018 Вторник

Вы вошли как Гость                                                                                                                                                                                        
Группа "Гости
Профиль | Выйти                                                          

javascript://
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мне нужно действовать.
Я каждый день
Бессмертным сделать бы желал,
Как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать

Эти строки стихотворения М.Ю. Лермонтова стали девизом ребят из Лермонтовского клуба "Парус", который в наши дни является школьным литературным музеем. А начиналось все так.

Шел 1964 год – год 150-летия со дня рождения Великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В Липецкой школе № 41, что находится на окраине города и еще ничем не отличается от других, было решено широко отметить эту дату. Ребята из литературного драмкружка и их руководитель Алла Матвеевна Шаталова очень активно принялись за работу: изучали биографию поэта, читали его произведения, собирали публикации газет и журналов...

Весь юбилейный год проходили конкурсы на лучшее исполнение стихотворений, на лучшее сочинение, на лучший рисунок к произведениям поэта. Завершилось все это большим праздником с выставкой работ и показом литературно-музыкальной композиции "Он грудью шел вперед, он жертвовал собой". Этот год на всю жизнь остался в памяти ребят, он сплотил их, укрепил дружбу с учительницей. Алла Матвеевна уверена в том, что самое главное в воспитании – это поклонение мудрости и красоте, что литература – "поле нравственной борьбы". Беспримерная влюбленность педагога в творчество и личность М.Ю. Лермонтова пробудила интерес и у детей.

Судьба поэта стала столь близка школьникам, что родилась общая мечта: летняя поездка в Тарханы (ныне село Лермонтово), где прошло детство поэта. Тогда и решили создать более прочное, постоянное объединение – лермонтовский клуб. Так драмкружок стал клубом, организацией романтической и солидной. Имя клуба было выбрано гордое "Парус". Объявили прием. В назначенное время пришло около 100 человек, из их числа и выросло в будущем второе поколение клуба. Первым поколением, "старичками" клуба стали участники лермонтовских торжеств, которые в то время были уже в 9 классе.

      

В летние каникулы сорок липецких школьников оказались в Тарханах, где шли реставрационные работы и ощущалась острая нехватка рабочих рук. "Парусники" с готовностью предложили свои услуги: они разгружали и укладывали кирпич, предназначенный для реставрации мемориальных зданий и хозяйственных построек. Уже через несколько дней липецкие ребята стали своими людьми в музее, им охотно показывали то, что не предусмотрено в обычных экскурсиях.

Освоившись, ребята решили предложить вниманию жителей села и сотрудникам музея подготовленную еще в Липецке литературно-музыкальную композицию. Это выступление стало событием и для исполнителей, и для зрителей. Позже ребята писали в дневнике: "Наш концерт прошел с успехом. Продолжался он довольно долго: никто не хотел уходить. Слушали нас не только жители, но и старый арсеньевский парк, пруд и тарханское небо".

"Такого а Тарханах еще не видели. В этот день в музее-усадьбе М. Ю. Лермонтова состоялся концерт. Собрались жители села Лермонтово, работники и гости музея. Артисты-ученики сорок первой средней школы г. Липецка", - писали газеты.

По возвращении домой "парусники" оформляют сборник собственных стихов, рисунков, печатают фотографии, составляют гербарии, пишут сценарий вечера-отчета. После творческого отчета о поездке, который стал общешкольным праздником, ребята "повалили" в клуб. Из Тархан приходили письма: звали вновь приехать на следующее лето. И "парусники" готовятся. Они стали глубоко изучать творчество поэта, проводить диспуты, собирать иллюстрации, вчитываться в произведения советских писателей, посвященных Михаилу Юрьевичу. Ребята разработали и новый маршрут, более интересный, собирали снаряжение, учились владеть фото- и киноаппаратурой.

В музее липецких школьников встретили как старых добрых знакомых. Работы хватало. Ухаживали за цветами, корчевали пни в старом саду, расчищали мемориальный парк, помогали в уборке территории от строительного мусора, косили траву. По-настоящему серьезным делом стала прокладка 200-метровой траншеи по заповедной территории для установки охранно-пожарной сигнализации. Тяжелый грунт, палящее солнце, мозоли на руках и радость совместного труда и взаимопомощи, соревнование, слова признательности посетителей и сотрудников музея – все это вместе помогало крепить дружбу, вырабатывать первые правила жизни, которые становились традициями.

Жизнь шла эмоционально насыщенная и напряженная. Нередко ребята встречали рассвет в усадебном парке. Читали стихи, пели.

Свои палатки школьники поставили в садике, принадлежавшем местной жительнице, которая была дальней родственницей кормилицы поэта. Здесь раньше жил и писал свою книгу о поэте «Тарханская пора» писатель С. А. Андреев-Кривич. Не было в клубе человека, который не прочел бы эту книгу.

Познакомились ребята с профессором живописи Г. Б. Смирновым, который подарил клубу несколько своих работ, написанных в Тарханах. Знакомство переросло в многолетнюю дружбу. Совместно с сотрудниками музея и Г. Б. Смирновым совершили путешествие по местам Пензенской области, описанным Лермонтовым в романе «Вадим».

Из Тархан опять привезли собственные стихи, рассказы, рисунки, дневниковые записи, подарки. Тут-то и возникла идея создать в школе Лермонтовский музей и рассказать не только о жизни и творчестве поэта, но и о клубе, о впечатлениях от путешествий в «страну поэта».

Члены клуба "Парус" добились, чтобы им выделили под экспозицию класс и рекреацию. Потребовалось все ремонтировать своими руками. На ходу пришлось осваивать ремесла маляра, слесаря, стекольщика, столяра. Во время каникул работали - и как!

Невозможно было избежать конфликтов с родителями: дети, раньше бежавшие из школы и целыми днями пропадавшие на улице, теперь рвутся в школу и бывают там с утра до ночи. И родительские собрания, индивидуальные беседы стали уроками человечности для взрослых, где Алла Матвеевна защищала право ребенка на творчество, важность общественных устремлений и деяний школьников, роль книги в духовной жизни мальчиков и девочек.

Члены клуба  "Парус" решили изготовить эмблему клуба. Она отражала, с одной стороны, разностороннюю одаренность Лермонтова - поэта, художника, музыканта, скульптора, с другой - основные направления жизни творческого коллектива: парус, лира, палитра, театральные маски и гусиное перо.

Когда родилась мысль создать устав клуба, решили, что это будет не простой перечень правил, а поэтический свод законов, написанный самим Лермонтовым. Каждый находил в произведениях поэта такие поэтические строки, которые могли стать формой выражения норм коллектива и поведения каждого его члена.

- Люблю Отчизну я
- Я не чувств, но поступков моих властелин...
- Делись со мною тем, что знаешь...
- Тот самый человек пустой, Кто весь наполнен сам собой.
- Беспечность и покой - не для меня они...

Каждый, кто хотел стать членом клуба, должен был не только изучить и принять законы жизни коллектива, но и соотнести свои возможности, привычки с принципами, представленными в уставе.

Складывалось ядро коллектива - наиболее активные ребята из разных поколений. Вокруг них образовались небольшие группы ребят, имеющих склонности к живописи, театру, литературе, поэзии, библиофильству. Крепла и традиция ребят: «парусята» добровольно взяли на себя миссию шефов лермонтовских мест, стали «добровольными рыцарями» всего, что чтимо народом.

Ежегодная помощь в Тарханах...

А однажды при обсуждении планов на будущее возникла идея совершить поездку на поэтическую родину поэта - Северный Кавказ, Пятигорск. Быть не только любознательными, но прежде всего полезным - таков главный настрой коллектива перед поездкой. Для поездки решили сшить форму. Сами разработали модели одежды для мальчиков и девочек.

И вот в элегантной форме с яркими эмблемами на груди, с запасом знаний о кавказском периоде жизни Лермонтова, с подготовленной литературно-музыкальной композицией, с родительскими и самостоятельно заработанными деньгами ребята отправились в дальнее путешествие.

Перефразированная строчка из Лермонтова стала их девизом: «Пускай историю страстей и дел твоих хранят далекие потомки». Умение всегда найти себе дело - отличительная черта лермонтовцев «Паруса».

Приезд в Пятигорск совпал с реставрацией литературного отдела «Домика Лермонтова». После настойчивых просьб ребятам предоставили возможность проявить себя в деле.

Один из эпизодов жизни клуба в Пятигорске был описан корреспондентом журнала «В мире книг»: «Эту историю мне рассказывали в Пятигорске несколько раз, и каждый раз - немного по-разному. Дело не в точности деталей (хотя произошла она недавно, но успела стать легендой), ибо в его подтексте - образ литературного паломника, воспитанного на новых нравственных началах. Приехали как-то в «Домик Лермонтова» школьники из Липецка - активисты литературного Лермонтовского клуба «Парус». В это время в музее шла реставрация. Ребята сказали: «Мы приехали на месяц, будем рады вам помогать». Сотрудники музея и рады бы добровольным помощникам, да что им поручишь: реставрация - процесс скрупулезный, научный. Тут чужая рука, даже добросовестная, может, сама того не подозревая, нанести непоправимый вред. Но юные лермонтовцы дознались, что была у художника идея: сделать особое, прочное и художественно выразительное покрытие стен. Для этого нужен был добрый десяток тонн гранитной крошки. Такая работа нам по душе, мы за нее беремся. - И они целый месяц собирали. дробили в Кабарде, на реке Малке, тысячи килограммов речного гранита. Камушек к камушку.

И главное - это не был единичный порыв юношеского энтузиазма. Это - осознанная позиция. Она выразилась и во многих других, разных по внешнему проявлению, но глубоко целенаправленных по сути дела юных лермонтовцев из Липецка.

- Мы увидели в этих ребятах прообраз нашего посетителя "образца 1990-2000 года", -говорили сотрудники музея».

В музее нашлось много и других дел. Ребята участвовали в переведении научной лермонтовской библиотеки в новое помещение. В дни особого наплыва экскурсантов старшим членам клуба доверяли проведение экскурсий по территории, а во время болезни сторожа они с удовольствием заменяли его, неся ночную вахту. В фондах музея "парусников" учили обращаться с редкими книгами, рукописями. Все это было не только интересно, но и необходимо для работы в собственном школьном музее.

Вернувшись домой, ребята привезли ценные экспонаты для своего музея: книги с автографами, гербарии, декоративные цветы, экзотические камни, альбомы.

Педагогический коллектив школы получил официальное письмо из "Домика Лермонтова": "... везде, где бы ребята ни приобщались к делу, которое они безгранично любят и во имя которого приехали к нам, видна была их целеустремленность и полная отдача внутренних сил... Но главное при всем этом не в их фактической помощи. Нас восхищает в детях их сплоченность, самоотверженность, бескорыстие и радость, с которыми они делают все, к чему бы ни прикоснулись... "

Дома работы было непочатый край. Ребята составили два больших иллюстрированных сборника - "Тарханская пора" и "Кавказский дневник", куда вошло около ста лучших стихов поэтов "Паруса". Некоторые из них были опубликованы в путеводителях по лермонтовским музеям, что вызывало особую гордость и самих авторов, и всего клуба. С большим успехом показал "Парус" литературно-музыкальную композицию "Поговорим о бурных днях Кавказа".

Четыре года шаг за шагом приближались "парусники" к заветной цели - открытию своего музея. Последнюю неделю пришлось даже ночевать в школе.

И вот 23 мая 1971 года наступил долгожданный день - открытие лермонтовского музея литературного клуба "Парус". В Липецк съезжались гости-друзья клуба: преподаватели Воронежского университета, где учились ребята старшего поколения, работники "Домика Лермонтова" из Пятигорска, писатели родного Липецка, учащиеся и педагоги, родители, шефы.

Началом праздничной программы было исполнение гимна, коллективно сочиненного ребятами во время путешествия к подножью горы Машук, на место гибели Лермонтова.

Наш "Парус" плывет в дорогу,
Ему ведь немного надо:
Пусть светит звезда поярче,
Пусть будет кремнистым путь
Мы будем идти по свету
С железным стихом поэта,
И образ его мятежный
Пусть нам озаряет путь.

Пусть он из дворянского рода,
Но был он всегда с народом,
И самые лучшие думы
Он отдавал ему.
Пусть был он всегда в изгнанье,
Ему было очень трудно,
Пусть странно любил он Отчизну,
Но не было сына верней.

Недаром его в мире этом
Зовут бунтарем-поэтом.
В великую силу народа
Он верил всегда, всегда.
Поэт научил нас странно.
Сурово любить Отчизну.
В прекрасное свято верить
И грудью идти вперед.

Наш "Парус" плывет в дорогу
Спокойствия он не ищет.
Плывет он навстречу бурям
И побеждает их,
Ему помогает в этом
Большая любовь к Отчизне,
Святая любовь к Поэту
И образ мятежный его.

Лермонтовцы читали произведения поэта и стихи собственного сочинения, посвященные ему, исполняли песни "Белеет парус одинокий", "Бородино", "Завещание". О жизни клуба, его истории рассказывала А. М. Шаталова: "... мы решили научиться всему, что знал и умел Михаил Юрьевич. Ребята пишут стихи, рисуют, играют на музыкальных инструментах... Своими руками, с большой любовью оформляли они и музей".

И вот - гость школы писательница Н. В. Капиева разрезает алую ленточку у входа. Музей открыт. Добро пожаловать!

Школьный музей скоро стал знаменитым культурным центром города Липецка. Статья, которую поместил журнал "Клуб и художественная самодеятельность", начиналась так: "Если вы попросите липчан перечислить достопримечательности своего города, они назовут Новолипецкий металлургический завод, Воронцовский парк, где собирались когда-то народовольцы, места, связанные с Петром I. А еще - совершенно неожиданно - школьный музей литературного клуба "Парус".

Лермонтовский музей состоит из двух отделов: "Лермонтов и мы" (рассказывает о встречах с замечательными людьми на Лермонтовских дорогах Пензенской области и Северного Кавказа) и "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова".

Экспозиция "Лермонтов и мы" представлена подлинными экспонатами, которых более 700. В экспозиции "Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова" всего экспонатов свыше 300, из них подлинных свыше 200.

Особый интерес представляют экспонаты, выполненные руками парусников. Это рисунки, отлично выполненные предметы прикладного искусства, настенные панно, копии известных картин. Все в музее сделано руками детей.

Музей располагает прекрасной библиотекой, имеет огромный архив редких репродукций и документов.

В музее есть подлинные работы знаменитого художника Павла Бунина, подаренные им самим; скульптура "Танец Тамары", выполненная Ириной Шаховской (архитектор и скульптор г. Пятигорска). В период пребывания в музее художник В. К. Куинджи сделал несколько работ и подарил их музею;...

Экспозиции музея, его библиотека, фонды дали возможность проводить уроки-экскурсии, литературные праздники, классные часы.



 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz